Федор Достоевский.
"Преступление и наказание" (1866)
Представьте
себе серийного убийцу Андрея Чикатило,
обладающего литературным талантом. Это
ведь какие глубины человеческой
(нечеловеческой) психики он бы нам
открыл! Но талантом его бог обидел, а
вот у Достовеского писательского дара
хватило бы на двоих. По своей натуре
Федор Михайлович от Чикатило отличался
не слишком сильно — они оба были крайне
антисоциальные типы, но наш классик так
и не решился встать на тропу откровенной
войны с обществом. Правда, удержаться
от сексуальных игр с детишками он не
мог (есть тому документальные
свидетельства), но по тем домедведевским
временам забавы дворян с крестьянскими
малолетними девочками преступлениями
не считались.
Каюсь,
но не смог осилить этот роман. Первая
попытка прочитать "Преступление и
наказание" относится к школьным
временам — помню, что страниц 70 я освоил.
Теперь смог продраться через 150... Третьей
попытки точно не будет. И дело не во мне
— я могу прочитать какой угодно сложный
литературный текст (даже "Дар"
Набокова), но ведь "ПиН" — это не
литература, а человеконенавистническая
мерзость, которой лишь придана форма
литературного произведения. Прочесть
600 страниц этой гадости конечно можно,
но зачем совершать сей подвиг? Мне все
стало ясно с этим произведением и после
ста страниц текста.
Что
представляет собой мир героев Достоевского,
который мы видим и в "Преступлении и
наказании" (ПиН)? Это сборище откровенно
ненормальных и мерзких людишек, собранных
в одном книжном пространстве, которые
портят жизнь себе и окружающим (я не
говорю о второстепенных персонажах,
которые писателю неинтересны, а потому
он на них долго не задерживается). Изучать
по "ПиН" жизнь русского общества
19 века - это как судить о современной
России по картинкам на федеральных
каналах.
У
Достоевского нет деления на плохих и
хороших людей, отрицательных и
положительных персонажей: у него все
не в себе, все - не от мира сего. В одном
только "ПиН" Достоевский собрал
целую толпу подобных персонажей:
Раскольников, Мармеладов, старуха-процентщица
(до остальных я просто не добрался).
Казалось бы, добрая душа Сонечка
Мармеладова на самом деле та еще птица:
вот не было в России работы для женщины,
как только в проститутки пойти! Руками
работать — ну как же можно!? А вот ноги
раздвигать, а потом изображать мученицу
— это как раз для героинь Достоевского.
Мы же должны сопереживать его героине!
А если бы она пошла в ткачихи или
гувернантки, то эффект был бы совсем не
тот.
Я
полагаю, что привязанность писателя
именно к подобным героям объясняется
весьма просто: он и сам был такой. И писал
исключительно о себе. То, что его
Раскольников все время думает и
анализирует каждый свой чих, — это тот
неостановимый поток сознания, который
был свойственен самому Достоевскому.
По его книгам это очень заметно: в данном
случае толстенный "ПиН" был написан
всего за несколько месяцев. Из прочитанных
мной 150 страниц романа — наверное, только
на 20-30-ти описываются некие действия и
события, а все остальное — это бесплодные
думы и переживания Раскольникова.
Если
вы думаете, что, прочитав "ПиН",
что-либо поймете в человеческой психологии
или будете иметь хотя бы приблизительное
представление о психологии преступников,
то вы сильно ошибаетесь (Ницше считал,
что понял, но после этого сошел с ума).
Психологию преступников следует изучать
на реальных индивидах, а не на полностью
выдуманных, как Раскольников.
В
художественном произведении действительно
можно описать реально существующие
типы людей, и это не будет вызывать
возражений, но ведь Достоевский целиком
и полностью придумал своего убийцу с
топором. По-видимому, он списал его с
себя и добавил то, чего у самого
Достоевского отродясь не было: склонность
к альтруизму, добрые мысли и поступки.
Поскольку писателю нужно было вызвать
симпатию к своему герою, Раскольникова
одолевают все эти размышления в духе
Гамлета: убить — не убить, роковые
совпадения, душевные терзания после
убийства, какая-то нелепая склонность
к добрым поступкам. Сами подумайте: что
жизненного в типе, который пытается
помочь то одному человеку (безымянная
пьяная девица на улице), то другому
(семье Мармеладова), более того — готов
последнюю копейку им отдать (!), а потом
врывается в чужую квартиру и убивает
топором двух женщин! И снова пошло-поехало:
истерики, какое-то неизвестное науке
заболевание (топоромания, трупобоязнь?),
угрызения совести...
Какая
тут совесть!? Родион Раскольников не
хочет работать, живет за чужой счет
(принимает деньги от нуждающихся матери
и сестры), всех людей считает козлами,
и в конце концов совершает жестокие
убийства. Для такого эгоиста это вполне
логичное решение. В первый раз убивать
он боится — это все естественно. Но ведь
убил! Не в мыслях, а пошел, взял топор и
ударил по голове несколько раз. А потом
прикончил и свидетеля. О чем говорит
такое поведение? - Об отсутствии совести.
У подобных типов ее нет. Раскольников
не в приступе ревности убивает, не в
стельку пьяном виде — он долго обдумывает
и все-таки решается на тяжкое преступление.
Совесть не допустила бы такого поведения
— для того она и существует. Достоевский
просто обманывает читателей в этом
принципиальном вопросе. Реальный
Родя, как любой другой хищник, и до
убийства особенно размышлять не будет
и после каяться не станет — и уж тем
более не сделает явку с повинной. Это
эгоистичная мразь, подонок рода
человеческого. Мерзкий червяк, возомнивший
себя философом.
Писатель
толком не знал как действует механизм
совести в человеке. Его представление
о совести было исключительно книжным,
поэтому его главная сюжетная линия
представляется совершенно надуманной.
Психология убийцы (внутренняя мотивировка
совершенного преступления) — ложь от
начала до конца.
Не
понимаю тех, кому нравится этот писатель.
Кто-то хочет повстречать его фриков в
реальной жизни? - Вряд ли. А почему же
нравится читать, как он тщательно
препарирует своих уродов, в стремлении
добраться до тайн человеческого
существования?… Загадка для меня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий