четверг, 1 мая 2014 г.

Папа Штирлица, Путина и Акунина

Юлиан Семенов. "Бриллианты для диктатуры пролетариата"



Талантливый писатель и человек Юлиан Семенов большую часть своих сил и таланта потратил на прославление чекистов. Им он посвятил более 15 романов. Про милиционеров он тоже не забыл, но им посвящено всего 4 книги Семенова.

Данный роман о "защитничках страны родной" повествует о ранних годах нашего национального супермена — суперразведчика и по совместительству штандартенфюрера СС Штирлица (Исаева, Владимирова). Это роман создавался уже после премьеры телесериала по более раннему роману Семенова "Семнадцать мгновений весны". Именно этот сериал сделал из Штирлица (и в какой-то мере и самого автора) культового персонажа. Причем, созданный фильм стал настолько популярным в стране, где чекисты уничтожили миллионы людей, что не только Штирлиц вошел в пантеон наших народных героев, но и папаша Мюллер, пастор Шлаг, радистка Кэт и прочие действующие лица сериала.
 В "Бриллиантах" из этих персонажей нет никого, включая Штирлица — действие происходит в 1921 году, когда штандартенфюрер СС еще только начинал работать в ЧК под именем Всеволод Владимирович Владимиров. ФИО главного героя весьма любопытны. Никого не напоминает? - Правильно! Откуда вы думаете всплыл Владимир Владимирович и почему именно его посадили на царский трон? Ну не было у них под рукой Всеволода Владимировича! А это "чудо" практически тезка Штирлица и "работал" там же - в  Германии! Это же почти Штирлиц во плоти! И недаром детали его биографии от населения совершенно не скрывали: да, работал на ЧК, да, шпионил в Германии.... Расчет неведомых нам кукловодов был безошибочный: Штирлица эти дураки (то есть мы) выберут в каком угодно виде и под любым соусом. А вид у ВВП и вправду неважнецкий.... Но какая разница как он выглядит, если народ смотрит на него и музыка Таривердиева в голове начинает играть...  И проголосовали и до сих пор голосуют. Великий народ! - Что тут еще скажешь?  Ну и  Семенов конечно велик — без вопросов. Он давно уже лежит в могиле, а его создание живее всех живых и руководит страной — хотя бы только в телевизоре. Для придуманного писателем персонажа и это неплохо.
Вернусь к "Бриллиантам". Здесь величие Семенова совершенно не просматривается. Не сказал бы, что произведение плохое потому, что безнадежно устарело по нынешним временам, когда большевиков стали считать демонами в человеческом обличье. Дело в том, что главные положительные герои романа не большевики, а прежде всего чекисты, и как выяснилось уже при новой власти — они теперь "соль земли", "новые дворяне" (так сказать - духовные наследники прусского дворянина Штирлица), на "крюке которых и удержалась Россия". Так что роман вполне вписывается в сегодняшний тренд. К тому же он про коррупцию — про то, как подлые и жадные чинуши грабят великую Россию, а "новые дворяне" стоят на страже интересов Родины...  Таким образом, он актуален вдвойне. Проблема романа в другом.
У Семенова в книге миллион действующих лиц, которых мы запомнить просто не в состоянии. Действие то в Москве, то в Ревеле (знаете такой город?), кто-то кому-то шлет какие-то шифровки, донесения, телеграммы, цитируются ленинские записки и указания. Куча реальных лиц плюс толпа вымышленных. Кто реален, а кто нет — чаще всего не разберешь. Постоянно хочется проверить: а этого Семенов выдумал или нет? Надо быть дипломированным историком, чтобы понимать, что в книге вообще происходит. Беда еще и в  том, что у романа нет основной линии. Да, в заглавии речь идет о бриллиантах, которые злодеи хотят украсть, а доблестные чекисты их ловят. Но роман-то не об этом! - Вот в чем весь фокус! Он ни о чем! - Там помаленьку обо всем: немножко о работе ЧК, слегка о жизни эмигрантов в Эстонии, чуть-чуть о борьбе белой эмиграции против Советской власти, капелька любви, философские разговоры о пути России, большевистская пропаганда и т.д.  Много заумных разговоров на разные темы не только главных действующих лиц (там не поймешь, кто главные), но и откровенно эпизодических. Говорят, говорят, говорят... Бриллианты постоянно где-то на заднем фоне и лишь иногда автор вдруг спохватывается: черт, у меня же книга-то о борьбе чекистов с расхитителями бриллиантов! Из-за такой авторской манеры невозможно уловить ни основную линию романа (то ли борьба эмигрантов против Советской власти, то ли борьба чекистов с эмигрантами, то ли еще что-то...), ни кто тут главный герой. Сто страниц прочел — непонятно. Двести — то же самое. Семенов прыгает из одной географической точки в другую: мы то в ЧК, то в ревельском кабаке, то в кабинете Ленина, то в постели работницы советского посольства в Ревеле, то в кабинете президента Эстонии, в машине немецкого разведчика, в Гохране — прыг-скок, туда-сюда, а где главный герой? Треть романа прочитана, а Штирлиц-Владимиров появляется на сцене примерно на то же количество времени, что и совершенно случайный — В.И.Ленин, вставленный в произведение только затем, чтобы коммунистическая цензура не сильно цеплялась к роману. Дальше — не лучше: Владимиров некоторое время солирует, а потом опять исчезает — за ненадобностью. Он приезжает с заданием в Эстонию (зачем — неясно, там и без него все было под контролем) и тут же его арестовывают. Хорош герой - просто суперразведчик!
Плохо и то, что у этого исторического романа собственно историческая основа весьма сомнительная. Действительно в 1921 году было такое дело о хищениях в Гохране, по которому аж 19 человек было осуждено к расстрелу, но в реальности осужденные вряд ли были главными расхитителями народных сокровищ (а в книге они именно таковыми и являются). Главный мотив уголовного преследования бывших "буржуев", работавших в Гохране, лежал не в сфере борьбы с реальными хищениями, а в области поиска козлов отпущения, чтобы повесить на них все недостачи и хищения бриллиантов в Гохране, в которых были замешаны и многие партийные чиновники.
Весьма любопытно читать, как  автор описывает взаимоотношения реальных героев и вымышленных. Вот мудрый Г.И.Бокий (исторический персонаж) беседует со своим подчиненным Владимировым-Штирлицем. Ведут они какой-то мудреный разговор про революцию и схожие материи. Наверное, многие прочтут все это и никаких ассоциаций у них не возникнет. Но я-то в курсе, что этот Глеб Иванович мало того, что был садист и убийца — так он еще и проявил себя как жуткий извращенец: в начале 20-х годов (во время действия данного романа) он создал так называемую "Дачную коммуну",  где со своими подчиненными занимался натуральным непотребством (с участием жен своих подчиненных, которых спаивали, перед тем как по очереди .....; да и просто проституток туда водили). И вот я читаю, а у меня мысли в голову лезут подленькие: а не входил ли Владимиров-Штирлиц в эту коммуну? А может даже со своей женой ее посещал? .. Жена-то у него явно была: все же помнят легендарную встречу в немецком кафе из "17 мгновений"! 
Кстати, насчет встречи... Ну не умел Семенов про любовь писать! Здесь у него есть сцена свидания графа Воронцова со своей бывшей женой. Сцена небольшая, но она не получилась совсем - напоминает эпизод из какого-то дешевого фильма. Прошло много лет и тут он понял, что любил только ее, а она поняла, что любила только его... - Боже, как это убого! Почти как эпизод в немецком кафе.
Допросы, которые проводят чекисты - это тоже нечто нецензурное. Настолько все примитивно и ненатурально, что воспринимать всерьез диалоги во время допросов невозможно. Эти сцены только для свято верующих в правоту "дела Ленина-Сталина".
Странным представляется и такой прием автора: указывать в сносках, когда был расстрелян тот или иной исторический деятель. В тексте встречается фамилия и Семенов пишет в сноске: "расстрелян в 1937-м". Да, многие герои произведения — реальные люди, которые были через 15-16 лет казнены. Но зачем об этом упоминать в художественном романе? Загадка.


P.S.: Прочитав этот роман я поймал себя на мысли, что Семенов не только папа Штирлица и Путина, но отец Б.Акунина (не Чхартишвили!) с его Фандориным. Ведь Фандорин - это тот же Владимиров-Штирлиц, но только живущий на несколько десятков лет раньше - в конце 19 века.

P.P.S. А интересно: за что Штирлицу дали штандартенфюрера? За думы о Родине под песню Кобзона? Или все-таки за активную деятельность по уничтожению евреев бок о бок с "папашей Мюллером" и Рейнхардом Гейдрихом?...

Комментариев нет:

Отправить комментарий