понедельник, 26 августа 2013 г.

Владимир Войнович. Повести

Хочу быть честным (1962), Расстояние в полкилометра (1961),
Путем взаимной переписки (1963), Иванькиада (1975) , Шапка (1987).

Ранние повести Войновича созданы отнюдь не в сатирическим жанре и мало напоминают "Чонкина". Вызывают они одно чувство — глубочайшую тоску. Жизнь героя "Хочу быть честным" беспросветна, в повести "Расстояние в полкилометра" главный персонаж и вовсе умирает в начале книги, а "Путем взаимной переписки" — это жутчайшая и гнетущая история о браке демобилизованного солдата и одной маниакальной бабы, годящейся ему в матери. Последняя повесть — это что-то вроде русского "Рокового влечения". Войнович этим произведением явно предупреждает мужчин-читателей: ребята! не женитесь, не встречайтесь и не знакомьтесь с бабами! И, более того, даже не переписывайтесь с ними! Я бы рекомендовал "ПВП" всем неустойчивым мужчинкам, которые раздумывают о женитьбе - им безусловно полезно прочесть это самое страшное произведение мировой литературы на брачную тематику.
"Иванькиада" — это блестящая документальная сатира на советское чиновничество, основанная на борьбе самого автора с одним чиновником от литературы (реальный советский деятель С.С.Иванько) за свою квартиру в писательском ЖСК. В произведении выведен тот самый тип двуногой стайной особи, который особенно преуспел в постперестроечные годы. В СССР подобным иванькам было сложнее развернуться во всю мощь своей беспринципности, жадности и наплевательского отношения к окружающим, а в современной России все сдерживающие факторы для такой породы мерзавцев исчезли. И если борьба Войновича с Иванько в СССР завершилась победой писателя над чиновником (при помощи других писателей), то в 90-е Иванько просто бы нанял киллера и решил свой квартирный вопрос.  
"Шапка" — очень смешная сатира на советский строй. Писательское начальство решило обеспечить советских писателей шапками в соответствии с их заслугами перед народом (иными словами, самому начальству — самые лучшие шапки, известным писателям — похуже, а простым труженикам пера — кроличьи). Известный писатель Рахлин вдруг обнаруживает себя вне списков на шапки, то есть вне кастовой советской системы  - ему полагается как "неприкасаемому" лишь "кот домашний средней пушистости". Такая несправедливость превращает серую мышку в пламенного борца и почти диссидента. Боролся обиженный Рахлин не напрасно — умирая после инсульта в больнице, Рахлин все-таки получил шапку, за которую боролся!  Жизнь прожита не зря ! - Родина воздала писателю по заслугам.





Комментариев нет:

Отправить комментарий