понедельник, 2 февраля 2015 г.

Рассказы Михаила Зощенко





История мировой литературы свидетельствует, что многие писатели в весьма преклонном возрасте пишут ничуть не хуже, чем в пору своего творческого расцвета. К примеру, Жорж Сименон или Пелам Гренвилл Вудхаус до глубокой старости находились в отличной творческой форме.
        А вот на примере Михаила Зощенко мы можем хорошо проследить, как бывает капризна и непостоянна писательская Муза. Она часто посещала писателя в 20-х годах 20 века, к концу десятилетия стала заходить пореже, а в 30-х ее посещения становятся совсем редкими. Отношения писателя и Музы полностью разладились к концу 30-х, и от былой любви 20-х не осталось и следа. Что любопытно, творческая карьера Зощенко прямым образом связана с историей страны, где он жил. Его творчество - это барометр, который улавливал все изменения в жизни общества.

       Расцвет писателя Зощенко пришелся на двадцатые годы (пик – в 1923-1926 гг.). Это было время надежд на светлое будущее, время относительной свободы литературного творчества – более свободными русские писатели почувствуют себя лишь в 90-е годы 20 века. Зощенко начал публиковаться в 1922-м году и быстро достиг успеха с сатирическими рассказами на коммунально-бытовые темы. Приведу несколько цитат из лучших рассказов писателя, которые прекрасно иллюстрируют творческую манеру классического Зощенко.
"Аристократка" (1923): "Я братцы мои не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели на ней чулочки фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место".
"Матренища" (1923): "А была у Ивана Савича жена. Драгоценная супруга Матрена Васильевна. Вот протобестия бабища! То есть, граждане, другой такой бабищи во всей Советской России не найдешь. А ежели и найдешь, то без всякой амнистии при первом знакомстве давить таких нужно."
"Баня" (1924): "А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать – некуда. Карманов нету. Кругом живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь".
"Медик" (1926): " Нынче, граждане, в народных судах всё больше медиков судят. Один, видите ли, операцию погаными руками произвёл, другой — с носа очки обронил в кишки и найти не может, третий — ланцет потерял во внутренностях или же не то отрезал, чего следует, какой-нибудь неопытной дамочке".
Разумеется, не все рассказы Зощенко в его лучший период были шедеврами. Тем ни менее, все они были написаны на хорошем русском языке. А вот позднее с письменной речью писателя стали происходить загадочные метаморфозы. Вот рассказ "Происшествие", который был опубликован в 1929-м: "У нее ребенок на руках. Вот она с ним и едет. Она едет с ним в Новороссийск. У нее муж, что ли, там служит на заводе. Вот она к нему и едет. И вот она едет к мужу…" Такое впечатление, что он просто застрял на фразе "она едет"! Повторил ее четыре раза  в разных вариациях! Возможно, симптомы этого "нового Зощенко" проявлялись и до 1929-го, но более ранних рассказов, написанных столь плохо, я не встречал. И ведь что интересно. 1929-ый – это год "великого перелома" – как его назвал Сталин. Именно в этом году сталинская банда стала ломать хребет русскому крестьянству, а политика НЭПа была свернута.
Страна стала погружаться в ужасы сталинского террора и одновременно возникли проблемы у Зощенко-писателя. Но не с властью, а с его собственной Музой. При чтении некоторых его вещей этого периода кажется, что это творчество малограмотного человека. И я говорю не о другом стиле изложения. Если бы автором не значился Зощенко, то можно было подумать, что их написал бездарный графоман! Ранее для писателя не составляло труда изъясняться нормальными предложениями в 10-15 слов, а в 30-е он стал все чаще разбивать одно предложение на 3-5 очень маленьких (из 2-3 слов)!
И не сказать, чтобы писательский  талант Зощенко враз куда-то исчез. Откровенно плохие рассказы у него чередуются с вполне удачными, как минимум с 1929-го по 1936 год. Вот пример классического зощенковского рассказа "Больные" (1930): "А это было в лечебнице. На амбулаторном приёме. Я раз в неделю по внутренним болезням лечусь. У доктора Опушкина. Хороший такой, понимающий медик. Я у него пятый год лечусь. И ничего, болезнь не хуже".
Противоположный случай - рассказ 1931 года "Няня": "Тут такие супруги Фарфоровы имели няню. Они взяли ее для своего ребенка. Они сами не могли своему ребенку обеспечить уход и ласку. Они оба-два служили на производстве. … Родился у них ребенок как таковой, и, конечно, пришлось для него взять няню. А то бы, конечно, они не взяли." Это что такое? Сочинение троечника в школе?…
1933 год – опубликован плохо написанный рассказ "Кража", но в том же году вышло "Врачевание и психика" – вполне достойное произведение. Рассказ "Бедная Лиза" (1935) – полный ужас.  В следующем году публикуется рассказ "История болезни". Здесь мы наблюдаем вполне классического Зощенко.
Приведу небольшой отрывочек из последнего рассказа: "Всё-таки только больного привезли, записывают его в книгу, и вдруг он читает на стене плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х».
Не знаю, как другие больные, но я прямо закачался на ногах, когда прочёл это воззвание. Главное, у меня высокая температура, и вообще жизнь, может быть, еле теплится в моём организме, может быть, она на волоске висит — и вдруг приходится читать такие слова.
Я сказал мужчине, который меня записывал:
— Что вы,— говорю,— товарищ фельдшер, такие пошлые надписи вывешиваете? Всё-таки,— говорю,— больным не доставляет интереса это читать.
Фельдшер, или, как там его,— лекпом, удивился, что я ему так сказал, и говорит:
- Глядите: больной, и еле он ходит, и чуть у него пар изо рту не идёт от жара, а тоже,— говорит,— наводит на всё самокритику. Если,— говорит,— вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трёх до четырёх выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать".
Да, это точно Зощенко. Врачи и болезни всегда вдохновляли писателя на шедевры. Но этим – 1936-м годом – я бы и датировал смерть классического Зощенко. С конца 30-х годов – когда страна погрузилась в настоящий ад – в творчестве писателя исчезло практически все, что могло напомнить о том Зощенко, который много лет был самым популярным советским писателем. И понятно почему. Шутить в то время было смерти подобно. Шаг влево или шаг вправо – и попал в список. И рассказы Зощенко, которые все-таки иногда печатались в 40-50-е годы – это беспомощные и несмешные истории, обычно нравоучительного характера. Правда, во время войны ему удалось написать "Перед восходом солнца" – весьма интересное произведение, но оно не имело ничего общего с его классическими рассказами. Это практически научное произведение по психоанализу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий