пятница, 5 февраля 2016 г.

Аркадий Арканов. "Падение мадранта"


В "Падении Мадранта" очень много мадранта – и это плохо. Кто такой мадрант? По нашим понятиям – это гарант, летающий со стерхами. Властелин мира, пуп земли, с рейтингом поддержки в 200 процентов. Причем, этот самый гарант-мадрант является главным персонажем не произведения Арканова, а той рукописи, вокруг которой развивается все действие в его повести (хотя автор почему-то назвал ее романом).
Члены редколлегии вымышленного советского журнала "Полюшко-Поле" мучительно решают: публиковать подброшенную им в редакцию рукопись про мадранта или нет? С одной стороны - уж больно сомнительная притча для советского читателя, а с другой: кажется, у автора непростой советский папа… Пока суд да дело, рукопись перемещается от одного человека к другому: все ее читают и не могут оторваться - настолько она якобы захватывающая.
"Падение мадранта" при первой публикации в 1986 году называлось "Рукописи не возвращаются". Что первое название, что второе слабо связаны с содержанием повести. Впрочем, дело не в названии - само произведение тоже не относится к творческим удачам Арканова. Прием "произведение в произведении" в данном случае не работает (а работает ли он вообще когда-либо?). Рукопись про мадранта – какая-то несусветная чушь, а история о редакции журнала – сатира на советский образ жизни, но не сказал бы, чтобы сильно смешная. Сатира без мадранта была бы вполне читабельной, а с мадрантом она не уживается. Как молоко с соленым огурцом.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий