воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Александр Солженицын. "Русский вопрос" к концу XХ века".


Историко-публицистическая статья Солженицына была опубликована в 1993 году. Сам автор обозначил этот "вопрос" очень просто и без затей: "Русский вопрос" к концу XX века стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть?". По Солженицыну получается, что к 1993 году этот народ хотя и существует, но уже дышит на ладан. 
 
По своей тональности работа представляет собой Плач. Именно так – с большой буквы. - Да что же это творится?… - Да что же вы изверги делаете?… – подобным апокалиптическим духом проникнута вся статья. Если у какого-нибудь Мединского вся история России предстает как триумфальный марш под бой барабанов, то у Солженицына – это дорога на эшафот, по которой русский народ вели его правители. За последних четыре века на этот народ обрушивались одни беды за другими, и никаких просветов в этой череде казней египетских не было. Чем дальше – тем хуже, а перестройка и развал СССР – это настоящий апофеоз страданий и бедствий избранного богом народа: "краткий и частный обзор русской истории четырёх последних веков, сделанный выше в этой статье, мог бы показаться чудовищно пессимистическим, а “петербургский период” несправедливо развенчанным, если бы не нынешнее глухое падение и падшее состояние русского народа".
Практически все творчество Солженицына обращено в прошлое, но его понимание исторических событий и в 60-е годы (когда он писал свои главные произведения), и позже – осталось на детском уровне. Народ – хороший. Правители этого народа – плохие, поскольку действовали не в интересах народа и закабаляли его. В 19 веке его освободили, но неправильно, и ситуация стала еще хуже. Затем пришли большевики – злыдни, которые по Солженицыну высадились с другой планеты (он то ли не заметил, то ли предпочел не заметить, что большевики – это народ и есть!). Большевики истребили бедный русский народ практически до основания. Понятно, что Сталине ничего хорошего не было, но во время правления Хрущева ситуация стала еще хуже! Итог таков: "история 70-летнего коммунистического господства в СССР, воспетого столькими бардами, добровольными и покупными, господства, сломавшего органическое течение народной жизни, — уже сегодня, наконец, видна многим во всей своей и неприглядности и мерзости".
 С одной стороны, нельзя не согласится с автором, что, действительно, российские цари и императоры делали все, что угодно, только не пеклись о народном благе. Бесконечные войны, превращение крестьян в рабов, уничтожение зачатков самоуправления, бессмысленное влезание в европейские конфликты: "до всего чужого было нам дело. Русская дипломатия и в долгий век Нессельроде оставалась бездарной, недальновидной и не в интересах собственно России". С другой стороны, разве правомерно рассматривать всю историю России как сплошной регресс?  Если следовать логике автора, то пациент давно уже умер, но в конце статьи читатель с удивлением узнает, что русский народ все-таки жив. Чего только с ним не делали, и чем только не морили, а он все живет! Так может это и есть его естественное состояние, и он как неприхотливая и неистребимая береза все равно пробьет себе дорогу, несмотря ни на что?…
Логика у Солженицына чрезмерно специфическая. Его бросает то в жар, то в холод: только-только читатель свыкается с мыслью, что в Российской империи не было ничего хорошего, как вдруг автор переходит к безудержному восхвалению этого антинародного государства: "независимость и открытость суда, строгая законность следствия утвердились с 60-х годов XIX века, также и печать без предварительной цензуры, а с 1906 — истинный парламент и многопартийная система (которая сегодня жаждется как новейшее достижение). Отметим и то, что для народа действовала бесплатная земская медицина высокого качества. Было введено рабочее страхование. В России был самый высокий в Европе прирост населения. И высшее женское образование в России стояло на одном из первых мест в Европе".
А что же, вы, Александр Исаевич, до этого заявления беспрерывно желчно критиковали эту империю? Государство-то  у нас, оказалось, передовое!
Нелогичность в исторических построениях у Солженицына ярко проявляется и в его оценках 1917 года. Правящим слоем Российской империи автор откровенно недоволен (за исключением фигуры Столыпина), но когда власть переходит к народу в лице большевиков, то это еще хуже. Большевики для него "мятежная кучка"! И даже "банда"! Автор как ежик в тумане. Вот он заявляет: "наше закоренелое несчастное русское свойство: снизу мы всё никак не научимся организовываться — а склонны ждать указаний от монарха, или вождя, или духовного или политического авторитета". И на первый взгляд кажется, что он прав. Но ведь большевики-то организовывались! И эсеры! По всей стране были ячейки этих партий, которые росли словно грибы после дождя без всякого участия вождей, которые годами ошивались за границей...
Я полагаю, что нет особого смысла читать этот исторический опус Солженицына.  Автор сам плутает в лабиринте русской истории, и доверчивых читателей заведет в такой тупик, что никакого выхода они самостоятельно не найдут. Краткий экскурс в историю России лучше предпринимать в компании с Львом Гумилевым – у него под действием космического излучения люди суетятся, словно голодные тараканы на кухне. Этот взгляд вряд ли ближе к истине, чем представления о прошлом автора "Архипелаг ГУЛАГ", но зато история в таком виде выглядит гораздо увлекательнее, чем долгий путь на Голгофу а-ля Солженицын.



Комментариев нет:

Отправить комментарий