Э.М.Ремарк. "На Западном фронте без перемен"
В сущности, это
автобиографическая проза: немецкий писатель рассказывает о войне от лица
солдата-пехотинца, который несколько лет провел в окопах на Западном фронте,
где немцы воевали против французов и англичан. Сам Ремарк находился именно
там, был тяжело ранен и его описания быта, страхов и маленьких радостей рядовых
солдат, вероятно, очень близки к реальным. Автобиографический характер романа
подчеркивается еще и тем, что главного героя, от лица которого ведется
повествование, зовут Пауль — это одно из имен самого писателя, которое он после
войны сменил на Марию — в честь умершей матери.
Ремарк,
видимо, один из первых писателей (если не первый), кто описал войну нового
типа, когда светлые головы изобретателей и инженеров позволили европейским
генералам превратить поле боя в настоящую мясорубку, работавшую несколько лет и
перемоловшую миллионы человеческих жизней (только на фронтах погибло около 10
млн. человек!).
Какой-либо
внятный смысл у этой войны после нескольких месяцев боев просто исчез. Когда
стало ясно, что противоборствующие стороны достигнуть победы не могут, то война
из деятельности направленной на результат (победу) превратилась в процесс
массового уничтожения европейского населения. Миллионы людей по воле нескольких
мерзавцев, включая нашего "святого" Николая Кровавого, с энтузиазмом
превращали друг друга в удобрения, и полководцы-дегенераты всех воюющих сторон
были готовы осуществлять этот процесс до последнего солдата.
Ремарк великолепно
показал не только бессмысленность и бесчеловечность военных действий, но и
подробно описал, что война уничтожает солдат не только физически — оставшиеся в
живых тоже являются ее жертвами. Особенно страдают молодые люди, еще в сущности
подростки, которые не успели найти своего предназначения в жизни. Война вырвала
их со школьной или студенческой скамьи, все их планы и надежды были забыты, а
новых не появилось, потому что на передовой нельзя строить никаких планов и
жить будущим. Человек превращается в животное и живет лишь удовлетворением
своих самых примитивных врожденных инстинктов. После такого многолетнего
нахождения в аду молодым солдатам уже нечего делать в мирной жизни — Ремарк
утверждал, что никакого смысла в жизни, не связанного с войной, им уже не
найти. Именно поэтому герой Ремарка в конце книги, буквально за месяц до
окончания боевых действий, гибнет — в тот день "когда на Западном фронте
не было никаких перемен". Жизнь таких солдат как Пауль это война, она
заканчивается и жизнь этих солдат тоже.
С описаниями
военных действий и выводами Ремарка трудно спорить, но у романа Ремарка есть
один явный недостаток. По тексту кажется, что все солдаты относятся к войне так
же, как и главный герой романа, но это очевидная неправда. Как мы знаем из истории
- во все времена и во всех странах есть люди, которым нравится убивать других
людей. Для таких людей "война — это мать родна". И в Первую мировую
войну в окопах Западного фронта - совсем рядом с Ремарком – "защищал
родину" ефрейтор Адольф Гитлер. Некоторые даже утверждали, что Ремарк и
Гитлер были знакомы. Так вот - Гитлер явно не навоевался в Первую мировую, хотя
соприкасался с теми же ужасами мировой бойни, что и Ремарк. И таких как Гитлер
в Германии оказалось очень много — именно ветераны Первой мировой войны
составили основу национал-социалистического движения (из верхушки нацистов были
на фронте Герман Геринг, Эрнст Рем, Рудольф Гесс, Мартин Борман, Йоахим фон
Риббентроп, Юлиус Штрейхер, Артур Зейс-Инкварт, не воевал (не успел из-за юного
возраста), но очень хотел кого-нибудь убить Генрих Гиммлер).
Большинство
немцев, которые в 1914-1918гг. не были на передовой и плохо понимали, что там
творится, поддержали в итоге нацистов Гитлера, а не его антипода Ремарка,
которому пришлось эмигрировать из Германии. Тем ни менее, книга "На
Западном фронте без перемен" после выхода в свет в 1929 году была очень
популярна в Германии, и после прихода к власти нацисты не могли не обратить на
нее внимания. "Пораженческий" роман "На Западном фронте без
перемен" вместе с другими произведениями писателя был запрещен, а книги
Ремарка публично сжигали как идеологически вредные. Немцам пришлось дождаться
1944-1945 гг., когда все население Германии на своей шкуре прочувствовало, что
правда была на стороне Ремарка, а не Гитлера. Жители таких городов как Берлин
или Дрезден смогли побывать в настоящем аду на Земле, как и главный герой
романа Ремарка.
Личное присутствие в преисподней действует на людей гораздо сильнее, чем самое
талантливое описание ада в книжках, поэтому после 1945 года немцы стали тихие и
мирные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий