Классик английского детектива Агата Кристи всегда меня раздражала сюжетами своих произведений. К числу именно таких раздражающих книг относится и ее лучший роман "10 негритят".
Главная моя
претензия к Агате — ее нелогичность, что непростительно для
писателя-детективщика. Автор, сочиняющий детективы, не расследует реальное
преступление, а придумывает его и сам
ход расследования. Ему заранее известно кто убил (или совершил иное преступление)
и зачем. При таких возможностях очень важно не переборщить: детектив — не
фантастика, в нем все происходящее должно быть похожим на правду. В процессе
развития сюжета повествование следует строить таким образом, чтобы разгадка
преступления в глазах читателя (обычно неожиданная) логично вытекала из всех
предшествующих событий, описанных в книге. Завязка (событие преступления) может быть какой угодно невероятной и
фантастической, но разгадка обязательно должна выглядеть логически безупречной.
Вот тут-то Кристи постоянно дает маху — ее сюжеты обычно поражают отсутствием
логики даже не в каких-то несовпадениях небольших фактов и событий ее истории,
а в своих самых глубинных основах. Ее выдумка о том, что старуха в состоянии
маразма может быть великолепным сыщиком — интересна с точки зрения обитательниц
домов престарелых и иной подобной публики, но для всех остальных разом убивает
доверие к правдоподобности всех произведений, где фигурирует миссис Марпл.
В "10
негритятах" допущена схожая ошибка. Книга необычна тем, что в ней стадия
расследования (поиска преступника) совмещена с продолжением преступлений,
которые совершает убийца одно за другим, что сокращает число потенциальных
претендентов на роль главного злодея и приближает нас к развязке. В итоге
умирают все кандидаты в убийцы, что оставляет читателя в недоумении. Лишь на
последних страницах мы узнаем, как было дело, но вряд ли хоть одному читателю
(кроме обитателей домов престарелых) разгадка покажется вполне логичной и без
изъянов. Концовка романа, безусловно, оригинальна, но нелогичность всего происходящего, которая
обнаруживается вместе с этим оригинальным объяснением всех загадочных событий,
просто убивает книгу. У данного сюжета 2 большущих недостатка, которые не дают
поверить в мало-мальскую правдоподобность такого сюжета.
Во-первых,
собранные на острове люди — очень разные по своей общественной опасности: есть
реальный негодяй, который должен понести наказание (безбашенный автомобилист,
гоняющий по дорогам и давящий детей),
есть просто крайне неприятные типы, но для общества явно не опасные
(старая грымза, выгнавшая свою беременную служанку), есть и генерал,
отправивший любовника своей жены на рискованное задание и измученный
угрызениями совести, — он не то, что не опасен для общества, а даже вызывает
симпатию. Некоторые из будущих жертв убийцы совершили неосторожные
преступления, за которые адекватное наказание — максимум несколько лет тюрьмы,
а тот персонаж, который бросил туземцев где-то в джунглях — он и вовсе на
преступника не тянет. Он же не малых детей бросил! - Просто сбежал от них и
все. Столь разные люди, собранные на острове для казни — изначально не самая
удачная идея.
Во-вторых, проступки этих людей были совершены, как
правило, в отсутствии свидетелей и установить точную вину подозреваемых в
совершенных деяниях на основе имеющихся в книге улик (которые были в
распоряжении палача-убийцы) — невозможно. Их хватило бы только для басманного
правосудия. Вот и Агате Кристи тоже их оказалось достаточно, и она приговорила
10 человек к смерти на основе слухов и догадок. Такой поступок был бы понятен,
если бы в роли судьи и палача у нее
выступал кто-то похожий на настоящего
маньяка-убийцу, которому все равно — виновен человек или нет, а главное
— его убить. Но у Кристи судья-палач
вовсе не таков — он получился искусственным гибридом, не похожим на реального
человека: чтобы оправдать столь странное поведение, писательнице пришлось
соединить в убийце несоединимые черты (любовь к убийствам и патологическое
чувство справедливости). Находчивость Агаты Кристи выходит ей боком — и так-то
не очень понятное стремление убийцы "замочить" столь разношерстных
людей в итоге представляется еще более загадочным. А уж страсть старого убийцы
к какой-то детской считалочке про десятерых негритят (что составляет
существенную деталь повествования) — это уже и вовсе нелепая выдумка.
Ну и
напоследок: даже если забыть про указанные мной несуразности, само развитие
событий в романе настолько фантастическое, что вслед за Станиславским хочется
крикнуть: не верю! Все-то у убийцы идет без сучка и задоринки — как по
писаному! Так бывает только в кино — причем плохом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий