вторник, 16 июля 2013 г.

"Собачье сердце" Михаила Булгакова

После прочтения булгаковского романа "Мастер и Маргарита" я серьезно разочаровался в Булгакове и решил перечитать "Собачье средце", с которым познакомился еще в юности — тогда оно показалось неплохим произведением. Прочел. - Вещь просто жуткая! Немудрено, что ее при советской власти не публиковали, а напечатали только тогда, когда советское государство начали ломать и корежить. Тогда и забытая повесть пригодилась — в качестве еще одного гвоздика в крышку гроба Советского государства. 
 
В этой небольшой повести профессор Преображенский (ходячий символ дореволюционного времени — высокообразованный врач-интеллигент) противостоит отбросам человеческого общества в лице товарищей Швондера и Компании, попутно ставя эксперимент на бездомной собаке, в результате которого на свет рождается еще один швондер — тот человечек, гипофиз которого был пересажен бедной псине.
Очевидно, что Швондер по Булгакову — главный отрицательный герой этой повести. Он просто редкостный негодяй - так его называет профессор с самого начала знакомства. Прочитайте повесть внимательнее, и вы с удивлением обнаружите, что негодяй он только потому, что не нравится профессору. Товарищ Швондер в повести вообще не совершил ни одного поступка, который бы позволил в культурном обществе величать его негодяем, но профессору Преображенскому на это наплевать! Он просто не переваривает бывших холопов. А они — мало того, что виновны уже в том, что вообще родились, но и пытаются урезать его жилплощадь! Они посмели попросить профессора Преображенского, который занимал 7 комнат в доме, добровольно отказаться от столовой и смотровой. Нет, ну каковы наглецы! Вместо того, чтобы жить в бараках и подвалах, и подбирать объедки со стола преображенских, они захотели потеснить профессора в его комнатах! - Мразь, да и только! Ведь для таких как Преображенский, недавних хозяев жизни, все эти швондеры — это обыкновенное быдло, о которое они привыкли вытирать ноги.  
Булгаков явно на стороне своего профессора, но подумаем, что представляет собой это "светило науки"? Ведь профессор Преображенский — это отнюдь не  Склифософский и не Пирогов. Он пересаживает половые железы обезьян пожилым пациентам! Иными словами - это мошенник похуже Сергея Мавроди. Тот хоть просто деньги забирает у жадин и не отдает, а профессор не только брал деньги, но еще и убивал обезьян для проведения операций и осуществлял ненужное хирургическое вмешательство в организм не самых здоровых людей. Подобные операции стали делать с 1910 года на Западе — такие же аферисты, как Преображенский, и никакого молодильного эффекта эти шарлатаны от медицины не добились. И вот такой мошенник сидит в своих 7 комнатах и жрет каждый день осетра и мясо! Неплохо, гад, устроился! В сущности, под личиной профессора скрывается олигарх из "лихих 90-х": провернул аферу, хапнул "бабла" и наслаждается жизнью, поплевывая на простых работяг вокруг. И психология у Преображенского один в один, как у какого-нибудь Прохорова или Абрамовича, — они якобы работают с утра до ночи, а все мы для них ленивое быдло-швондеры, которые не работают, а только "песни хором распевают" (предложение Прохорова заставить нас работать 60 часов в неделю помните ?). 
И бездомную собачку профессор приютил не из жалости, а для того, чтобы поставить абсолютно бесчеловечный эксперимент. Вдумайтесь, как отвратительно ведет себя профессор после операции по отношению к этой собаке. Вот он пересаживает гипофиз и половые железы от вора-алкаша Чугункина — в итоге из доброй псины возродился Клим Чугункин (разумеется, что с научной точки зрения это полный бред, но так по Булгакову). Кто в этом виноват? - Не Чугункин же! И тем более не Швондер. Исключительно профессор. И этот якобы культурный человек привязывается к псу-Чугункину по любому поводу: тот, видите-ли, ходит в дурацком галстуке, не в тех ботинках, спит на полатях на кухне, назвал Зину Зинкой, а Филиппа Филипповича папашей и товарищем! Ужас просто! Лучше бы сказал "слава богу", что этот пес-Чугункин, взявший фамилию Шариков, хоть какие-то ботинки одел, понимает, что ему говорят и даже умеет читать! - Это же человеко-пес ! А профессор обвиняет человека-пса, что тот стоит на низшей ступени развития, хотя после такого опыта требовать от человека-пса культурного уровня как у выпускника МГУ — это вообще-то нонсенс!  Сам Преображенский ничего не делает, чтобы как-то исправить Шарикова или чему-то научить - только ругань и критика!  А потом они с докторишкой Борменталем обсуждают: не убить ли им Шарикова? И лишь страх наказания останавливает их. На время. 
Так что, профессор Преображенский — это, без всякого сомнения, самый главный негодяй в этой повести. Да и его помощник - лизоблюд Борменталь — ничем не лучше. А по Булгакову во всем виноваты швондеры — да, не очень умные и некультурные, но они собак не режут и людей не обманывают!
Булгаковеды, разумеется, не согласятся с моей точкой зрения на эту повесть— для них все написанное Булаговым входит в "золотой фонд" русской литературы. Эти деятели договорились до того (в частности, Э.Проффер, С.Иоффе), что повесть представляет собой политическую сатиру: под профессором Преображенским подразумевался Ленин, под Борменталем Троцкий, под ассистенткой Зиной — Зиновьев, "чучело совы со стеклянными глазами изображает Крупскую" (!!!), а Шариков-Чугункин — это Сталин! Поистине, каким недотыкомзером надо быть, чтобы заявить подобное ?! Надо полагать, в этой интерпретации собака — это старая Россия, которую кромсает Преображенский-Ленин, а повесть на самом деле называется "Сердце России"?..
На самом деле, у Булгакова не могло быть никакого двойного-тройного смысла в его произведениях, потому что у него и первичный, как правило, отсутствовал. "Собачье сердце" явно задумывалось как плевок старого мира в сторону нового, но плевок у Булгакова не получился — с реализацией своих замыслов у него всегда были проблемы. Тем ни менее, отношение писателя Булгакова к простым людям, которые после революции получили слишком много прав (с его точки зрения) в повести проявляется достаточно отчетливо. Для Булгакова мошенник-убийца Преображенский гораздо предпочтительней, чем все эти бескультурные швондеры.
Повесть вышла в СССР в 1987 году и перестроечной публике, дорвавшейся до "гласности", сильно понравились выражения, которые с наслаждением произносит профессор Преображенский. Многие из них стали поистине "крылатыми" (скорее благодаря фильму вовремя подсуетившегося В.Бортко, чем самой книге): "если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет"; "что такое эта ваша разруха... Да ее вовсе не существует... Если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... разруха не в клозетах, а в головах"; потом был еще глупейший пассаж об украденных галошах и т.п.
Если хоть немного подумать над смыслом этих высказываний, то ведь это просто бред сивой кобылы!  Неужели в России действительно не было разрухи, если с 1914 по 1922 год страна воевала? Тут даже комментировать ничего. Про калоши еще хлеще — по профессору  пролетарии должны ходить в  калошах, потому что именно они и украли их у профессора. Допустим, что так. Но тогда не надо забывать, что на одного профессора приходилось по сотне пролетариев. Насчет чтения газет перед обедом или во время него — болтовня, да и только. Кто любит читать газеты за столом — тот меня понимает.
Правда в том, что как бывшие хозяева жизни — дворяне, так и нынешняя российская псевдоэлита (все эти булгаковы, набоковы, бунины, абрамовичи, авены, фридманы, голиковы, патрушевы) относились и относятся к нам как к быдлу. По одной простой причине - мы им не нравимся. У одних ("классиков русской литературы") неприязнь к нам возникла на почве их происхождения, у других — на почве немереного воровства, которое сильно изменило психологию наших недавних соседей по многоквартирным домам (ярче всех выразился на эту тему девелопер С.Полонский: "у кого нет миллиарда — может идти в жопу").

Комментариев нет:

Отправить комментарий