После
прочтения булгаковского романа "Мастер и Маргарита" я серьезно
разочаровался в Булгакове и решил перечитать "Собачье средце", с
которым познакомился еще в юности — тогда оно показалось неплохим
произведением. Прочел. - Вещь просто жуткая! Немудрено, что ее при советской
власти не публиковали, а напечатали только тогда, когда советское государство
начали ломать и корежить. Тогда и забытая повесть пригодилась — в качестве еще
одного гвоздика в крышку гроба Советского государства.
В этой
небольшой повести профессор Преображенский (ходячий символ дореволюционного
времени — высокообразованный врач-интеллигент) противостоит отбросам
человеческого общества в лице товарищей Швондера и Компании, попутно ставя
эксперимент на бездомной собаке, в результате которого на свет рождается еще
один швондер — тот человечек, гипофиз которого был пересажен бедной псине.
Очевидно, что
Швондер по Булгакову — главный отрицательный герой этой повести. Он просто
редкостный негодяй - так его называет профессор с самого начала знакомства.
Прочитайте повесть внимательнее, и вы с удивлением обнаружите, что негодяй он
только потому, что не нравится профессору. Товарищ Швондер в повести вообще не
совершил ни одного поступка, который бы позволил в культурном обществе величать
его негодяем, но профессору Преображенскому на это наплевать! Он просто не
переваривает бывших холопов. А они — мало того, что виновны уже в том, что
вообще родились, но и пытаются урезать его жилплощадь! Они посмели попросить профессора
Преображенского, который занимал 7 комнат в доме, добровольно отказаться от
столовой и смотровой. Нет, ну каковы наглецы! Вместо того, чтобы жить в бараках
и подвалах, и подбирать объедки со стола преображенских, они захотели потеснить
профессора в его комнатах! - Мразь, да и только! Ведь для таких как
Преображенский, недавних хозяев жизни, все эти швондеры — это обыкновенное
быдло, о которое они привыкли вытирать ноги.
Булгаков явно
на стороне своего профессора, но подумаем, что представляет собой это
"светило науки"? Ведь профессор Преображенский — это отнюдь не Склифософский и не Пирогов. Он пересаживает
половые железы обезьян пожилым пациентам! Иными словами - это мошенник похуже
Сергея Мавроди. Тот хоть просто деньги забирает у жадин и не отдает, а
профессор не только брал деньги, но еще и убивал обезьян для проведения
операций и осуществлял ненужное хирургическое вмешательство в организм не самых
здоровых людей. Подобные операции стали делать с 1910 года на Западе — такие же
аферисты, как Преображенский, и никакого молодильного эффекта эти шарлатаны от
медицины не добились. И вот такой мошенник сидит в своих 7 комнатах и жрет
каждый день осетра и мясо! Неплохо, гад, устроился! В сущности, под личиной
профессора скрывается олигарх из "лихих 90-х": провернул аферу,
хапнул "бабла" и наслаждается жизнью, поплевывая на простых работяг
вокруг. И психология у Преображенского один в один, как у какого-нибудь
Прохорова или Абрамовича, — они якобы работают с утра до ночи, а все мы для них
ленивое быдло-швондеры, которые не работают, а только "песни хором
распевают" (предложение Прохорова заставить нас работать 60 часов в неделю
помните ?).
И бездомную
собачку профессор приютил не из жалости, а для того, чтобы поставить абсолютно
бесчеловечный эксперимент. Вдумайтесь, как отвратительно ведет себя профессор
после операции по отношению к этой собаке. Вот он пересаживает гипофиз и
половые железы от вора-алкаша Чугункина — в итоге из доброй псины возродился
Клим Чугункин (разумеется, что с научной точки зрения это полный бред, но так
по Булгакову). Кто в этом виноват? - Не Чугункин же! И тем более не Швондер.
Исключительно профессор. И этот якобы культурный человек привязывается к
псу-Чугункину по любому поводу: тот, видите-ли, ходит в дурацком галстуке, не в
тех ботинках, спит на полатях на кухне, назвал Зину Зинкой, а Филиппа
Филипповича папашей и товарищем! Ужас просто! Лучше бы сказал "слава
богу", что этот пес-Чугункин, взявший фамилию Шариков, хоть какие-то
ботинки одел, понимает, что ему говорят и даже умеет читать! - Это же
человеко-пес ! А профессор обвиняет человека-пса, что тот стоит на низшей
ступени развития, хотя после такого опыта требовать от человека-пса культурного
уровня как у выпускника МГУ — это вообще-то нонсенс! Сам Преображенский ничего не делает, чтобы как-то исправить
Шарикова или чему-то научить - только ругань и критика! А потом они с докторишкой Борменталем
обсуждают: не убить ли им Шарикова? И лишь страх наказания останавливает их. На
время.
Так что,
профессор Преображенский — это, без всякого сомнения, самый главный негодяй в
этой повести. Да и его помощник - лизоблюд Борменталь — ничем не лучше. А по
Булгакову во всем виноваты швондеры — да, не очень умные и некультурные, но они
собак не режут и людей не обманывают!
Булгаковеды,
разумеется, не согласятся с моей точкой зрения на эту повесть— для них все
написанное Булаговым входит в "золотой фонд" русской литературы. Эти
деятели договорились до того (в частности, Э.Проффер, С.Иоффе), что повесть
представляет собой политическую сатиру: под профессором Преображенским
подразумевался Ленин, под Борменталем Троцкий, под ассистенткой Зиной —
Зиновьев, "чучело совы со стеклянными глазами изображает Крупскую"
(!!!), а Шариков-Чугункин — это Сталин! Поистине, каким недотыкомзером надо быть,
чтобы заявить подобное ?! Надо полагать, в этой интерпретации собака — это
старая Россия, которую кромсает Преображенский-Ленин, а повесть на самом деле
называется "Сердце России"?..
На самом
деле, у Булгакова не могло быть никакого двойного-тройного смысла в его
произведениях, потому что у него и первичный, как правило, отсутствовал.
"Собачье сердце" явно задумывалось как плевок старого мира в сторону
нового, но плевок у Булгакова не получился — с реализацией своих замыслов у
него всегда были проблемы. Тем ни менее, отношение писателя Булгакова к простым
людям, которые после революции получили слишком много прав (с его точки зрения)
в повести проявляется достаточно отчетливо. Для Булгакова мошенник-убийца
Преображенский гораздо предпочтительней, чем все эти бескультурные швондеры.
Повесть вышла
в СССР в 1987 году и перестроечной публике, дорвавшейся до
"гласности", сильно понравились выражения, которые с наслаждением
произносит профессор Преображенский. Многие из них стали поистине
"крылатыми" (скорее благодаря фильму вовремя подсуетившегося
В.Бортко, чем самой книге): "если вы заботитесь о своем пищеварении, мой
добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И боже вас
сохрани — не читайте до обеда советских газет"; "что такое эта ваша
разруха... Да ее вовсе не существует... Если я, вместо того, чтобы оперировать
каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха...
разруха не в клозетах, а в головах"; потом был еще глупейший пассаж об
украденных галошах и т.п.
Если хоть
немного подумать над смыслом этих высказываний, то ведь это просто бред сивой
кобылы! Неужели в России действительно
не было разрухи, если с 1914 по 1922 год страна воевала? Тут даже
комментировать ничего. Про калоши еще хлеще — по профессору пролетарии должны ходить в калошах, потому что именно они и украли их у
профессора. Допустим, что так. Но тогда не надо забывать, что на одного
профессора приходилось по сотне пролетариев. Насчет чтения газет перед обедом
или во время него — болтовня, да и только. Кто любит читать газеты за столом —
тот меня понимает.
Правда в том,
что как бывшие хозяева жизни — дворяне, так и нынешняя российская псевдоэлита
(все эти булгаковы, набоковы, бунины, абрамовичи, авены, фридманы, голиковы,
патрушевы) относились и относятся к нам как к быдлу. По одной простой причине -
мы им не нравимся. У одних ("классиков русской литературы") неприязнь
к нам возникла на почве их происхождения, у других — на почве немереного
воровства, которое сильно изменило психологию наших недавних соседей по
многоквартирным домам (ярче всех выразился на эту тему девелопер С.Полонский:
"у кого нет миллиарда — может идти в жопу").
Комментариев нет:
Отправить комментарий