вторник, 16 июля 2013 г.

Детективы Гастона Леру

Гастон Леру. "Тайна желтой комнаты" (1907)


Замечательный детективный роман, от которого трудно оторваться при чтении. Не уступает классике жанра — произведениям Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. И хотя сам читатель никогда не догадается до самого конца романа, кто же преступник и разгадка преступления в "желтой комнате", выложенная на блюдечке автором в самом конце романа, может несколько удивить читателя - это не раздражает, в отличие от схожего приема в романах Агаты Кристи, которая любила преподнести сюрпризы в конце своих произведений.


Гастон Леру. Духи дамы в черном (1908)


Разочаровывающе-раздражающее продолжение романа "Тайна желтой комнаты". Первая половина книги - это не детектив, а какое-то бесконечное нагнетание страха, своеобразная прелюдия к детективу. - Сейчас будет страшно, вот еще немного потерпите и начнется — как бы уверяет нас Леру. - Ну когда же ! - восклицаем мы. - Ведь уже треть книги прочитано! Ну еще страниц пятьдесят и будет вам труп! После половины книги начинается собственно детективный сюжет, но может быть лучше, чтобы он и вовсе не начинался. Настолько неправдоподобное основание у детективной интриги, что ее разгадка вызывает чувство праведного гнева в отношении Леру: да он нас, что, принимает за идиотов!? Где это видано, чтобы несколько трезвых, не накаченных наркотиками людей много дней подряд не могли узнать своего хорошего знакомого (а кое - кто даже жениха!), которого они знали много лет!? - Бред сивой кобылы! Из такой неудачной идеи и не могло получиться ничего хорошего — и не получилось. 

Гастон Леру. "Заколдованное кресло" (1909)

Книга читается на одном дыхании - Гастон Леру умел мастерски погружать читателя в мир своих произведений и мог поддерживать читательский интерес к происходящему до самых последних страниц. В этом детективном романе нет сыщика — никто не расследует те преступления (или не преступления?), которые совершены — никто, кроме читателя. Если в большинстве романов читатель вынужден идти за детективом (полицейским или сыщиком-любителем), который раскроет преступление и преподнесет "результат" на блюдечке, то здесь читателю нужно во всем разбираться самому. И результаты расследования могут быть весьма неоднозначными.... 

Гастон Леру. "Призрак оперы" (1910)


Не лучший роман Леру, хотя и самый известный. У этого романа несколько странная форма: он начинается как некое репортерское расследование, о чем по ходу дела забываешь, поскольку автор переходит к традиционному повествованию и про собственное существование не вспоминает. Затем он вдруг спохватывается и мы опять осознаем, что это вроде как документальное расследование реальных происшествий в парижской Опере. Роман достаточно увлекательный, но уж очень много в нем любви, разговоров о любви, объяснений в любви и слишком мало смысла в целом. По сути — это все-таки не готический роман, как об этом пишут, а очень лихо закрученный, с налетом фантастики детектив. Разгадка произошедших трагических событий в Опере, о которых в  самом начале книги рассказывает автор, оказывается достаточно простой и какой-то сомнительной. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий