Публикация
повести Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" в 1962
году в журнале "Новый мир" сразу же сделала автора знаменитым
писателем. Так получилось, что это было первое литературное произведение,
напечатанное в СССР, в котором рассказывалось о жизни заключенных
в лагерях ГУЛАГа. Именно эта тематика сделала повесть событием не только в
культурной, но и в политической жизни Советского Союза. В историю нашей страны "Один
день" вошел как символ хрущевской "оттепели" — наряду с докладом
Первого секретаря Н.Хрущева на 20 съезде КПСС "о культе личности".
Кстати, и здесь не обошлось без Хрущева — без его решения о публикации повести
она бы так и не увидела свет в СССР.
Вряд ли в
будущем какому-либо литературному произведению удастся повторить судьбу этой
повести. Она вышла именно тогда, когда в обществе существовал гигантский запрос
на такую литературу. Сама тема необоснованных репрессий не была секретом для
советских людей — на самом верху было признано, что миллионы людей при Сталине
пострадали от необоснованных репрессий и те, кто находился в лагерях или ссылке
были выпущены на свободу, но тема репрессий и тем более жизни людей за колючей
проволокой оставалась культурным табу для советского общества и не находила
отражения ни в периодических изданиях, ни в художественных произведениях. То,
что испытали миллионы людей, пройдя через ГУЛАГ, было как бы вычеркнуто из
сферы общественной жизни, а значит коллективной памяти народа. Этого не было —
забудьте! А люди не хотели забывать!
Разумеется, за исключением тех, кто сам фабриковал уголовные дела,
осуждал невиновных, убивал их и сторожил в лагерях.
У каждого
репрессированного была своя трагическая история, но истории народа прошедшего
через ГУЛАГ не существовало. В докладах о репрессиях можно было найти цифры:
репрессировано — столько-то, убито — столько. Но ни в каком выступлении с трибуны или даже исторической книге не
опишешь трагедию миллионов людей, пострадавших от сталинской политики геноцида
— цифры репрессированных говорят лишь о масштабах бедствия. Только талантливое
литературное произведение способно на примере одного или нескольких его героев
рассказать об изувеченных и загубленных судьбах миллионов советских граждан. И
вот такое произведение появилось. Солженицын всего на 120 страницах сумел
рассказать о судьбе и жизни за колючей проволокой русского человека, который
попал под каток системы.
Формально
повесть представляет собой подробную хронику одного дня зэка Ивана Денисовича
Шухова: он просыпается в бараке ранним утром, готовится к выходу на работу,
идет с бригадой работать за зону — строить ТЭЦ, а потом возвращается, ужинает и
ложится спать. Вот и вся повесть — Солженицын даже назвал ее первоначально
рассказом. Но, несмотря на такой ограниченный по времени сюжет, Солженицын с
помощью детальнейшего перечисления бытовых деталей жизни Шухова и его лагерной
семьи - бригады, а также мыслей Шухова по тому или иному поводу, смог
рассказать о лагерной жизни в ГУЛАГе миллионов шуховых.
Правильный
выбор героя произведения — большой плюс
повести. Когда тема репрессий всплывала в речах государственных деятелей, то,
прежде всего, упоминались известные фамилии большевиков или военачальников,
которые были репрессированы. Но ведь таких было всего несколько десятков тысяч
человек, а репрессированных набралось несколько миллионов! Про простых людей,
оказавшихся в ГУЛАГе, с трибун не говорили - о них рассказал Солженицын.
Вторая
находка Солженицына как писателя, которая явно усилила воздействие произведения
на читателей — это выбор дня Ивана Денисовича, который описан в повести. Этот
день — и писатель специально подчеркивает — был очень удачным для Шухова. Тот
встал утром разбитым, но не заболел, в карцер не попал, работа пошла хорошо,
удалось получить дополнительную порцию каши, а вечером табачку купить:
"прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый". Никого не
убили, особых зверств охраны тоже не было — обычный день людей живущих в
нечеловеческих условиях. А ведь этот "хороший день" Ивана Денисовича
просто ужасен с точки зрения тех, кто находится по другую сторону колючей
проволоки!
Литературные
достоинства этой повести несомненны: проза Солженицина очень краткая и точная —
один день из жизни Шухова мы видим глазами такого же, как сам Шухов человека,
который тоже отсидел в ГУЛАГе и говорит хоть и на хорошем русском языке, но,
разумеется, иначе, чем классики русской литературы. В сущности, так оно и было
— Солженицын по своей биографии и был таким человеком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий